Статьи >>

Типовые узлы арматуры

Фланцевые соединения запорной арматуры

Присоединительные (магистральные) и средние патрубки корпуса арматуры наиболее часто снабжаются фланцами. Основными достоинствами фланцевых соединений являются: возможность сборки и разборки в ограниченное время, применимость для трубопроводов с малыми и большими диаметрами прохода, возможность установки различных прокладок, легкое регулирование затяга, применимость для арматуры из стали, чугуна, титана, цветных сплавов и пластмасс, простота механической обработки, многократное использование. К недостаткам относятся: значительная металлоемкость, увеличенные габаритные размеры патрубков, пониженная герметичность при температурных и силовых воздействиях.

В арматуре с малыми диаметрами прохода часто бывает более выгодным применять резьбовое муфтовое соединение. При DN<25 мм применяются также цапковые присоединения арматуры к трубопроводу. Масса фланцевого соединения  в арматуре с малыми диаметрами может приближаться, а иногда и превосходит массу самой арматуры без фланцев, поэтому применять фланцевое соединение в таких условиях нерационально. Для чугунной арматуры сварка неприменима по технологическим причинам, она в подавляющем большинстве случаев снабжается фланцами.

При фланцевом соединении арматуры с внутренним защитным неметаллическим покрытием оно должно распространяться также и на уплотнительные поверхности фланца – для защиты их от действия коррозионной среды.

В арматуре высоких давлений часто используется линзовое уплотнение во фланцах  - металлическими прокладками чечевичного сечения. Шаровое уплотнение обладает теми же качествами, что и линзовое. Кроме того, оно более устойчиво при вибрациях трубопровода. В нефтеперерабатывающей промышленности в арматуре высоких давлений получили применение  фланцевые соединения с металлическими прокладками овального сечения.

В связи с широким применением фланцевых соединений, их размеры стандартизированы. ГОСТ 12815-80 распространяется на фланцы трубопроводов и соединительных частей, а также на присоединительные фланцы арматуры, машин, приборов, аппаратов и резервуаров на PN = 0,1,,,20 МПа и температуру рабочей среды tр от – 253 до +600 ºС. Стандарт не распространяется на фланцы трубопроводов транспортных машин, если это фланцы не предназначены для присоединения арматуры или приборов общего назначения, а также на фланцы по ГОСТ 1536-76 и ГОСТ 4433-76. Фланцы всех исполнений на PN≤4 МПа, имеющие четыре отверстия под болты или шпильки, могут изготавливаться квадратными.